IX-вектор в эволюции ЦОДов

05.08.2019

Развитие цифровой экономики меняет привычные роли игроков в ИТ-сфере. ЦОДы уже превратились в многофункциональных сервис-провайдеров. Сегодня на рынке появляется новый тренд: ЦОДы все чаще берут на себя функции точек обмена трафиком – IX-узлов.

Площадки обмена трафиком (Internet Exchange Point, IX) первоначально возникали в крупных мировых городах с выгодным с точки зрения маршрутизации трафика расположением: во Франкфурте, Лондоне, Амстердаме, Стокгольме, Москве и т.д. В российской столице первая IX-площадка появилась в 1995 году на Московской междугородной телефонной станция № 9 (ММТС-9). В эти точки по всему миру сходятся магистральные каналы связи для дальнейшей маршрутизации по различным направлениям.

Сегодня в России работают несколько десятков IX-точек. Все они играют важную роль в структуре Рунета, а многие дата-центры на базе ресурсов IX оказывают своим клиентам услуги организации соединительных линий в рамках сервисов meet-me-room.

Ключевой элемент глобальной сети
 
IX сегодня – это хабы с высочайшей концентрацией всех существующих сетевых ресурсов, от сетей любого профиля и корневых DNS-серверов до различных сервисных платформ (GRX, eNum, VoIP), частных и публичных облаков и т.д. 
 
Присутствие компании в ключевой региональной IX-точке позволяет ей в короткие сроки организовать качественное взаимодействие с потребителями своих ресурсов на нужном географическом пространстве. Этот эффект достигается за счет пиринга – прямого взаимодействия самых разных сетей с минимальными задержками и потерями. Подсети глобальной сети, сети доставки контента и облачных сервисов – все они работают в рамках открытой пиринговой политики для уменьшения сложностей в процессе доставки данных и контента до конечного пользователя.
 

IX-площадки в целом повышают доступность сетевых ресурсов, увеличивают скорость соединения и передачи данных, снижают стоимость трафика из-за сокращения маршрута передачи данных и дают возможность нескольким операторам делить издержки на обслуживание инфраструктуры. Для небольших провайдеров упрощаются подключение и доступ к готовой инфраструктуре.

Больше, чем ЦОД

Как сегодня эволюционируют IX-узлы и их возможности? 
 
На крупные IX-площадки приходит все больше клиентов, объем трафика растет по экспоненте, что приводит к его частичному перенаправлению с привычных маршрутов на площадки прямого обмена, в том числе в дата-центрах. За счет доступа к ресурсам IX-площадок и каналам прямого соединения с крупнейшими облачными платформами, которые нужны компаниям для развития бизнеса, дата-центры уже сами по себе могут выступать в качестве операторов связи. 
 
Возможности дата-центров в плане ИТ-инфраструктуры и точек обмена трафиком в части связности идеально дополняют друг друга, в результате чего бизнес-клиенты ЦОДов могут получать синергический эффект от размещения своих ресурсов на площадках с расширенным IX-функционалом. Доступ ЦОДов к ресурсам IX позволяет обеспечить подключение к любой сети мира в кратчайшие сроки. Для бизнеса это важно, поскольку качество связности (connectivity) напрямую влияет на скорость работы приложений, обмен данными с контрагентами, пользователями и т.д.
 
Обмен потоками B2B-трафика в обход каналов крупных магистральных операторов связи обеспечивает отсутствие задержек и потерь при передаче информации, прямую связность с необходимыми ресурсами, легкость масштабирования и управления любыми параметрами. Так, скорость обмена трафиком зависит от многих факторов, но если обмен осуществляется локально и напрямую между двумя сторонами в ЦОДе, то по сути стороны взаимодействуют через свой собственный интернет. Никаких потерь, задержек, рисков сбоев, возникающих у операторов связи и сторонних IX. Традиционный интернет, конечно, нужен и при таком подходе, но небольшим операторам и корпоративным клиентам сегодня становится выгоднее стыковаться напрямую через подобные платформы, без участия третьих лиц. 
 
Возможность прямого обмена трафиком в дата-центре позволяет сегодня оптимально решать задачи объединения любых облачных платформ и физической инфраструктуры бизнеса. Например, при развертывании ИТ-систем с гибридной архитектурой, включающей собственные on-premise и облачные компоненты, ресурсы стороннего оператора связи, части ИТ-инфраструктуры партнеров, общая связность решения оптимальным образом обеспечивается именно через IX-платформу в ЦОДе.
 
Типичный пример: контент-провайдеру нужно подключиться к большому количеству операторов связи, к партнерским компаниям, оказывающим услуги в области информационной безопасности и различные дополнительные сервисы. У каждого из этих партнеров и операторов есть своя сетевая инфраструктура, свои настройки и другие переменные – все это нужно связать, синхронизировать, обеспечить точечную настройку каждого узла, порта, канала связи. Это огромная работа, по сути – отдельный проект. 
 
Если же все стороны подобного взаимодействия присутствуют в одном ЦОДе, у которого есть собственная IX-платформа, то участники проекта пользуются единой точкой входа и присоединения. Тогда по принципу одного окна помимо технологических задач решается и любой вопрос, связанный с коммерческими аспектами, техподдержкой и т.д. 
 
При этом выбор всегда остается: можно тянуть канал до магистральной линии, «коннектиться» с каждым партнером отдельно, неся все инфраструктурные издержки и риски, но при наличии IX-платформы в ЦОДе разумнее подключиться к ней, существенно сократив свои затраты и снизив риски.
 

Рынок постепенно приходит именно к такой модели. Подобные решения становятся нормой для коммерческих дата-центров во всем мире, включая Россию.

IX как новая ниша для дата-центров
 
Приведет ли новый тренд к прямой конкуренции классических IX-точек и дата-центров за трафик? 
 
На мой взгляд, нет. Появление IX-функционала в ЦОДах не станет для их бизнес-модели коммерческим прорывом. Для ЦОДов такое расширение собственных компетенций – лишь очередной виток наращивания портфолио сервисов, логическое развитие сетевого направления в целом для решения определенного класса локальных задач своих клиентов, т.е. освоение новой ниши на рынке комплексных ИКТ-услуг.
 

Кроме того, включение в свой инструментарий возможностей IX-точек позволяет дата-центрам развивать свои компетенции в соответствии с усложнением сетевой инфраструктуры современных компаний. Этот процесс сегодня подразумевает использование удаленных площадок и их ресурсов, облаков всех видов и конфигураций для масштабирования, а также резервирования данных и приложений.

Если прибавить к этому стремительный рост потребностей в обеспечении отказоустойчивости сети и защиты от потери данных, то IX-вектор для ЦОДов становится чуть ли не главным в плане развития сетевого направления. 

Андрей Перекрест, руководитель московского ЦОДа Linxdatacenter